Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

Имя пользователя: Пароль:

Подписаться на RSS/XML рассылку rss

Открыть PDA версию сайта (для КПК, телефонов)

Автор Тема: "Русский охотничий рогЪ" традиции и современность.  (Прочитано 11846 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Владимир А

  • Член клуба
  • Да живу я тут
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5201
  • Место жительства: Минск
    • Просмотр профиля

 
Многие-многие столетия, а может, и тысячелетия (точнее сказать трудно) насчитывает история сигнального рога... 

...Из чего его только не делали… Из рогов животных, из морских раковин, из дерева, из бересты, потом стали делать из металлов: из серебра, меди, латуни, нержавейки, «в безвыходном положении» делали даже из картона и пластика.
 
Самые известные старинные сохранившиеся рога сделаны из слоновьих бивней и покрыты искусной резьбой. Они назывались Олифанты. В легендах говорится о невероятной силе звука рога Олифанта. Но современный рог из латуни намного превосходит по тембру и громкости костяной рог.
 
Использовали рога для подачи звуковых сигналов при военных действиях и, конечно, на охоте. Позднее их стали использовать и моряки, и почтовики, и железнодорожники – все, кому нужно было подавать сигналы для оповещения. Но в большинстве областей человеческой деятельности звуковые сигналы рога постепенно были вытеснены современными средствами связи. Осталось только изображение рожков на гербах почтовых и пожарных ведомств, пылятся рожки в музеях, где посетители не могут сразу и понять, что же это за экспонат. Но в кое-каких сферах жизни они по-прежнему используются.
 
Как только рожки начали делать из металла, появилась возможность компактно закручивать трубу достаточно большой длины, а следовательно, изменять ее акустические свойства. Рог стал громче, ему уже можно было задать звучание и извлекать не одну, а несколько нот. Жан-Батист Люлли ввел охотничий рог в состав музыкального оркестра, что, наверное, и положило начало европейской охотничьей музыке, а охотничий рог стал прародителем многих современных духовых инструментов.
 
« Последнее редактирование: Марта 02, 2016, 15:06:12 pm от Владимир А »
Записан

 

Владимир А

  • Член клуба
  • Да живу я тут
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5201
  • Место жительства: Минск
    • Просмотр профиля
Русский охотничий рог:







 


Что же такое охотничий рог, рожок или горн? Это пусть примитивный, но музыкальный инструмент, который может быть сделан из разных материалов в виде конусообразной или прямой трубы, звукоизвлечение на котором производится при вибрации губ сигнальщика, при продутии воздуха через сжатые губы, которые прижаты к мундштуку. Если же вместо мундштука к рожку приделан язычок, который вибрирует и издает только один тон, то назвать этот инструмент рогом язык у меня не поворачивается, а просится только название «дудка», «гудок» или «дуделка».
 
Наиболее часто охотничий рог имеет вид закрученной медной, латунной или сделанной из иного металла трубки с раструбом с одной стороны и сменным мундштуком с другой. Это и есть так называемая натуральная валторна. Такие рожки разных размеров чаще всего используют на охоте в Европе. При умении из такого рожка можно выдуть несколько нот и сыграть достаточно сложную мелодию. Сигналы, которые используют европейские охотники, в основном используются при проведении загонных охот. В России для охоты с гончими, а иногда и при проведении загонных охот также испокон веков использовались разные рожки и «гудки», среди которых встречаются исконно русские охотничьи рожки, русские роговые сигналы. О них и поговорим.
 
Развитие русского охотничьего рога, конечно, связано в первую очередь с комплексной псовой охотой, явлением, которое в России обросло множеством традиций, породило новые породы собак, лошадей, новую моду. Псовая охота вдохновляла литераторов, художников и музыкантов, изменила образ жизни многих поколений и стала уникальным культурным пластом мирового значения… Во времена расцвета псовой охоты и сложилась в России своя форма охотничьих рожков и появилась своя система сигналов специально для псовой охоты, на которой охотничий рог был непременным атрибутом каждого участника. Это было средство связи и оповещения. Сигналы, которые подавали участники псовых охот, красочно описаны в произведениях Е.Э. Дриянского, Л.Н. Толстого, А.С. Вышеславцева, Н.Н. Каразина и других. Вот примерный их набор: «Напуск гончих», «По лисице», «По волку», «Направо», «Налево», «Вызов гончих», «Сбор», «Метать гончих», «Зверь взят», «На драку» и другие.
 

Сигналы не были везде одинаковыми. «Старинные русские сигналы играются обыкновенно более или менее протяжно, во весь дух, начинаются низкою нотою и с нее переходят на высокую. Сигналы польские, наоборот, начинаются нотою высокою, а немецкие отличаются большею виртуозностью и короткостью, сухостью нот и походят на военные», «сигналы эти, заучиваемые охотниками по слуху, трубящиеся больше по преданью, переходя из охоты в охоту, из местности в местность, иногда изменяемые по прихоти и произволу владельцев охот, в последнее время достигли такого разнообразия, что при охотах съезжих, а также для охотников посторонних ориентироваться бывает очень мудрено. Эта путаница увеличивается еще и тем, что в нашу русскую охоту с течением времени заносились сигналы из Польши, Остзейских губерний и с запада, и здесь, переделываемые на свой лад доморощенными доезжачими, становились совершенно уже никому не понятными... Желая достигнуть единообразия в этом деле и восстановить сигналы старинные, вполне русские, редакция («Природы и Охоты») воспользовалась X очередною собачьей выставкою и присутствием на ней опытных доезжачих и охотников, проверила сигналы разных охот, выбрала из них только вполне русские, и положила их на ноты», – писал Л.П. Сабанеев.
 
В XVIII веке в России был создан оркестр, состоящий из охотничьих рожков:
 
«По заказу Нарышкина придворный капельмейстер и валторнист Ян Мареш видоизменил эти инструменты: одни стали меньше, другие – больше, а третьи остались прежними. Рога, которые для охоты делались из меди, начали изготавливать из листовой латуни, а их длина разнилась от десяти сантиметров до трех метров. Теперь каждый из них уже имел свой определенный тон. Мареш согласовал их по полутоновому звучанию и создал единый роговой оркестр. Основная сложность игры в таком оркестре заключалась в том, чтобы хорошо считать паузы и вовремя сыграть свою ноту. Для записи произведений рогового оркестра использовалась специальная система нот. Репертуар оркестров получился удивительно богатым – играли и Гайдна, и Моцарта, и Глюка.
 
Императрица Елизавета, услышав изобретение Нарышкина, пришла в полный восторг и приказала немедля организовать роговой оркестр при дворе. Роговые оркестры быстро завоевали популярность у русской аристократии. Нарышкины и Голицыны, Салтыковы и Разумовские наперегонки создавали свои оркестры. За короткий период в Санкт-Петербурге и Москве их было создано несколько десятков. Свои роговые оркестры имели также Егерский и Конногвардейский полки. Ни одно значимое событие не проходило без их участия. Использовались они и как инструмент внешней политики – в прямом смысле этого слова. Эффект звучания рогового оркестра считался залогом успеха при ведении переговоров с иностранными делегациями.
 
Мода на уникальные, характерные исключительно для России роговые оркестры просуществовала около ста лет, но потом сошла на нет.
 
Принципы игры на русских рогах имеют свою специфику и мировой музыкальной практике неизвестны. Каждый музыкант на одном инструменте в определенное время издает только одну ноту – натуральный тон. Оркестр создает слегка колеблющуюся звуковую картину, которая поддерживается акустикой зала. Неоднократные попытки возродить русскую роговую музыку за последние 150 лет не приводили к успеху».
 

И вот в наше время в Петербурге энтузиасты организовали «Мастерскую охотничьих роговЪ» и не просто воссоздали охотничий рог XIX века, а смогли организовать производство всех видов рогов и рожков, которые использовались в русской псовой охоте. Эти инструменты не только копируют форму, но и имеют такой же оригинальный мундштук, как в старые времена. В ассортименте мастерской есть несколько отличающихся по размеру полукруглых рогов, которыми пользовались борзятники, рога в виде «козьей ножки», которыми пользовались выжлятники, тоже нескольких размеров, а также прямые. Для охоты в наших холодных условиях можно использовать, помимо металлических как пластиковые, так и выточенные из лосиного рога мундштуки.
 
«Козья нога» или полукруглый рог борзятника не так сильно собирает влагу, как «валторна», поэтому его не нужно продувать перед подачей сигнала в холодное время года. Такой рог обладает особым звуком. Даже самые взыскательные и консервативные гончатники будут удовлетворены сочным звучанием. А уж имея настоящий русский охотничий рог, несложно разобрать ноты, послушать записи и научиться сигналам, которыми пользовалась русская охота 200 лет назад
 
Как бы ни развивался технический прогресс, охотничий рог пока продолжает оставаться важным инструментом при охоте с гончими. Именно на звук рога приучают гончатники своих собак возвращаться с гона. (По рации же не объяснишь собаке, куда идти.) Для этого каждый раз при кормлении подают сигнал. Живущим в квартирах в любую погоду приходится выходить кормить на улицу, чтобы закрепить навык и «покормить с рогом». Поэтому если рано утром по темноте или вечером вы в городе услышали мощный раскатистый призыв охотничьего рога, то, скорее всего, это гончатник кормит свою собаку.
 
Помимо классической охоты с гончими можно по примеру европейских коллег использовать сигналы рога и на загонных охотах. Подавать сигналы перед началом и в конце загона, обозначать специальным сигналом, какой зверь в загоне (например «волк»), трубить «сбор», «зверь взят» и прочее. В некоторых хозяйствах даже при наличии раций (которых не всегда хватает на всех участников охоты) пользуются сигналами рога. Помимо традиционного колорита четко поданные сигналы рога информативны и более практичны, потому что исключают шум на номере в отличие от рации.
 
Будем надеяться, что как у наших предков в XIX веке, так и у нас в XXI рог будет продолжать звучать на охоте.
 

«Управившись с делом, охотники подали один за другим три сигнала ловчему, что «зверь принят». Минут десять после того борзятники из различных пунктов извещали в рога о том же... На нашей стороне приняли восьмерых. На правой стороне затравили волчицу с тремя молодыми и двух переярков. Наконец подали позыв «Охотникам на съезд!» Рог ловчего гудел уже близ опушки. Когда мы уже подъехали к тенетам, Феопен только что вылез из трущебы и, стоя на лугу, гудел в рог без умолка; подле него собралась уже небольшая кучка собак; остальные одна за другой валились с различных сторон…» Е. Дриянский, «Записки мелкотравчатого».
« Последнее редактирование: Марта 02, 2016, 15:20:06 pm от Владимир А »
Записан

Владимир А

  • Член клуба
  • Да живу я тут
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5201
  • Место жительства: Минск
    • Просмотр профиля
 
 
Фото  из архива «Мастерской охотничьих роговъ" В. Головешко и П. Чукавина

Претензии по тексту - ко мне. 8)
« Последнее редактирование: Марта 02, 2016, 16:57:00 pm от Владимир А »
Записан

гончачок

  • Гость
 что Вы этим хотели сказать?
Записан

Ветер

  • Член клуба
  • Да живу я тут
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7082
  • Место жительства: Минск
    • Просмотр профиля
что Вы этим хотели сказать?
Владимир А имеет полное право сказать то, что считает нужным.
Записан

Владимир А

  • Член клуба
  • Да живу я тут
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5201
  • Место жительства: Минск
    • Просмотр профиля
что Вы этим хотели сказать?
Хотел сказать, что вот такой текст написал. Кому интересно - читайте. Если есть что - возражайте. На использование фото и упоминание у "Мастерской" разрешение спросил - разрешили.
Записан

Неманский

  • Член клуба
  • Да живу я тут
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 19283
  • Место жительства: Минск
  • Аматар
    • Просмотр профиля
Рог он и есть рог. Т.е. НЕ горн, НЕ валторна. Самая простая форма. Дуда.
Записан

Владимир А

  • Член клуба
  • Да живу я тут
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5201
  • Место жительства: Минск
    • Просмотр профиля
Рог он и есть рог. Т.е. НЕ горн, НЕ валторна. Самая простая форма. Дуда.
Дуда другое.
У горна принцип извлечения звука такой же как рога, но форма не такая. Хотя может быть синонимом.
Валторна натуральная - больше к закрученному в спираль металлическому рогу относится.
Современная валторна как муз. инструмент - закрученный в спираль металлический рог с клапанами.

Записан

Неманский

  • Член клуба
  • Да живу я тут
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 19283
  • Место жительства: Минск
  • Аматар
    • Просмотр профиля
Я про простую, примитивную форму. Это и есть исконно-славянский рог?
Охотничья валторна также не имеет клапанов. Но имеет сложную форму. Для чего или почему традиционный русский охотничий рог примитивен?
Записан

Владимир А

  • Член клуба
  • Да живу я тут
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5201
  • Место жительства: Минск
    • Просмотр профиля
Я про простую, примитивную форму. Это и есть исконно-славянский рог?
Охотничья валторна также не имеет клапанов. Но имеет сложную форму. Для чего или почему традиционный русский охотничий рог примитивен?
То что на фото - это и есть виды рогов, которые использовали для псовой охоты в России. Хотя были и других видов тоже, в т.ч. и валторны. По "европам" ездили, как без этого.
Все сигналы, которые, например, описал Сабанеев  можно сыграть и на таком. И это не сложно. Музыкант или умелец может выдуть на этом же роге и несколько нот и сыграть более сложную мелодию. Но на охоте это было не нужно.

Записан

вадим сергеевич

  • Бывалый
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 296
  • Место жительства: Кировск-Минск
    • Просмотр профиля
Я начал валторну осваивать. Спасибо форумчанину Игорь 1980, помог ...
Записан

Harold

  • Член клуба
  • Да живу я тут
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5908
  • Место жительства: Минск
  • Примкнувший спаниелист.
    • Просмотр профиля
Я про простую, примитивную форму. Это и есть исконно-славянский рог?
Охотничья валторна также не имеет клапанов. Но имеет сложную форму. Для чего или почему традиционный русский охотничий рог примитивен?

Я не могу сказать почему примитивен исконно-славянский рог, но миниатюры дают именно такую форму (правда, не славянскую).
Будет интерес, можем подискутировать.
Картинка - 15 век.
Записан

Huron

  • Да живу я тут
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2943
  • Место жительства: г.Минск
    • Просмотр профиля
Вот, например, французский охотничий рог 17 века. http://www.gettyimages.ca/detail/photo/hunting-horn-by-r-cretien-france-17th-high-res-stock-photography/556422533
На мой взгляд, ничем приницпиально от "русского" не отличается.

Общеизвестно от классиков, что гончие пришли в Россию как с востока, от татар (русские, или восточные гончие) и с запада, в том числе из Речи Посполитой - ружейная охота на зайцев с огарами, а пегие гончие - французкого и английского присхождения.  Нетрудно предположить, что охотничьи  роги  для гончих пришли вместе с гончими.

Вот рог польского короля Жигмунта Вазы, датируется до 1620г.  https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Hunting_horn_of_Sigismund_III_of_Poland.jpg Правда он из рога, но идея и форма те же.
« Последнее редактирование: Марта 09, 2016, 06:07:51 am от Huron »
Записан

Владимир А

  • Член клуба
  • Да живу я тут
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5201
  • Место жительства: Минск
    • Просмотр профиля
Вот, например, французский охотничий рог 17 века. http://www.gettyimages.ca/detail/photo/hunting-horn-by-r-cretien-france-17th-high-res-stock-photography/556422533
На мой взгляд, ничем приницпиально от "русского" не отличается.

Общеизвестно от классиков, что гончие пришли в Россию как с востока, от татар (русские, или восточные гончие) и с запада, в том числе из Речи Посполитой - ружейная охота на зайцев с огарами, а пегие гончие - французкого и английского присхождения.  Нетрудно предположить, что охотничьи  роги  для гончих пришли вместе с гончими.

Вот рог польского короля Жигмунта Вазы, датируется до 1620г.  https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Hunting_horn_of_Sigismund_III_of_Poland.jpg Правда он из рога, но идея и форма те же.




В статье упоминаются и "олифанты" которые могут быть и старше вышеупомянутых. И по форме они тоже очень похожи. В чем особенность "русских", надеюсь, в статье разъяснил.


Про роги для гончих, думаю, не верное предположение.
Записан

Huron

  • Да живу я тут
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2943
  • Место жительства: г.Минск
    • Просмотр профиля


В статье упоминаются и "олифанты" которые могут быть и старше вышеупомянутых. И по форме они тоже очень похожи. В чем особенность "русских", надеюсь, в статье разъяснил.


Про роги для гончих, думаю, не верное предположение.

Я не говорил про возраст изобретения охотничьих рогов вообще, поэтому возраст олифантов тут ни при чем. Скорее всего,  развитие  охотничьих рогов, о которых мы говорми, то есть рогов для охоты с гончими,  шло в ногу с развитием охоты с гончими и борызми.

Охота с гончими и борзыми известна была еще египтянам, ассирийцам, грекам  и прочим древним народам, возможно уже у них пользовались рогами. Потом она после крестовых походов появилась в Западной  Европе от арабов,  на Русь пришла  от татар,  То есть уже не ранее  14 века, как минимум.

Вот цитаты из Сабанеева "Охотничьи собаки":

"Охота с гончими сделалась известна на Руси значительно позднее, чем в Западной Европе......

С настоящими гончими и борзыми русские познакомились через посредство татар, приведших восточных гончих из Центральной Азии и восточных борзых - от магометан Западной......

Татарский способ травли борзыми при помощи гончих произвел коренной переворот в русской охоте. Громадные многосотенные стаи гончих, со страшным ревом выгонявшие все живущее из лесных дебрей на пеших лучников или всадников с борзыми, не могли не произвести сильного впечатления на князей и бояр охотников, которые стали подражать своим завоевателям, заменять своих ловчих собак и улучшать их татарскими гончими и борзыми, следствием чего было образование новых местных пород. Мы знаем, что уже царь Василий Иоаннович охотился по татарскому способу с борзыми и гончими на зайцев, которые были прежде предметом промысла, а не охоты."

По-любому, роги пришли вместе с гончими и борзыми  или от татар (хотя маловерятно), или (что более вероятно)  еще позже из Западной Европы, где уж точно известно, что рога издавна использовались при охоте с гончими и борзыми.

Что я неправильно сказал?
« Последнее редактирование: Марта 10, 2016, 03:08:55 am от Huron »
Записан