Забрал маночек.
ИМХО утка со "скрыпом" должна работать. Будем пробовать. Но на мой слух--очень ничего.
Единственный вопрос на сколько гигроскопичны материалы? Ведь сейчас имеет место быть конденсат при работе с манком. Как при изготовлении боролись с залипанием?
Вопрос в том ,что при просто сухой тональной доске манок издает прекрасные звуки, стоит ее чем либо покрыть и все, сразу звук не тот, залипание язычка и пр. Долго подбирал разные масла и пропитки, пробовал натуральные, льняные. В результате, что то ,нашел.
В последнее время пропитываю растворенным оргстеклом. На сколько ,глубоко оно проникает в древесину сказать не могу, но это самый лучший из способов который дает более менее положительный результат. Ваш манок (его тональная доска) пропитан .Конечно же постарайтесь при активной его «работе» вдыхать туда как можно более сухой воздух.
Трудно на дереве добиться одного звука на всех изготовленных манках. Вроде и размеры одинаковы и шаблон для тональной доски один и язычок из штампа одинаковый ,а звук разный. Вот и приходится обходится, без штампа подбирая звук путем угловых срезов на «язычке».
И если, что то немного не так со звуком, то ни в коем случае не вынимайте язычок и пробку, это тоже важная роль в звуке, так как подбирается ОН , при плотно зажатой пробкой путем подрезания язычка.
Разобрал, собрал после настройки и прежнего звука не достичь. Самое лучшее и «здоровое» для манка это просто при малейшем изменении тональности аккуратно пощелкать язычком об тональную доску