А. Литвинов
ОБ ОХОТНИЧЬЕЙ ЭТИКЕ И О БУДУЩЕМ ОТЕЧЕСТВЕННОГО
ОХОТПОЛЬЗОВАНИЯ ГЛАЗАМИ РЯДОВОГО ОХОТНИКА С 46-м СТАЖЕМ
Вряд ли мне пришлось бы «открывать Америку» констатацией факта о неоднородности и многополярности нашего современного охотничьего сообщества. Ибо так, собственно, было всегда. С той лишь разницей, что с незапамятных времён эта неоднородность выступала следствием обычной и вполне объясняемой разности «по интересам» самих охотников, а в переживаемый всеми нами период – ещё и личным отношением к сущности охоты.
Если уж называть вещи своими именами, то следует признать, что сейчас наверняка в гораздо более гипертрофированной форме по сравнению с не таким уж и далёким по времени советским периодом жизни нашего общества занятие охотой стало являться: для кого-то своеобразной данью моде, то бишь, потребностью подражать друзьям и знакомым; для кого-то – времяпровождением, часто именуемым чуждым славянскому менталитету словом «хобби» и лишним поводом для поклонения «зелёному змию»; для кого-то охота – своеобразное подспорье в удовлетворении стяжательских целей и как побочная, а то и основная статья дохода и наживы. К счастью, вышеперечисленные категории людей, считающих себя охотниками, в общем балансе пока что не составляют большинства. Всё же основная масса охотников – это те, для кого занятие ею является всепоглощающей страстью и органичной потребностью сопричастия к окружающей Природе, образом жизни и мышления, мерилом непреходящих ценностей и собственных поступков, основой внутреннего мироощущения, состоянием души и, если угодно – психологическим диагнозом в лучшем смысле этого определения. Парадокс, но именно эти охотники, для которых мораль и этика не пустые звуки, а норма поведения, как в быту, так и на охоте, являются, к сожалению, в настоящее время самыми уязвимыми и незащищёнными.
Видимо, пора уже признать, что в свете современности, учитывая некоторую деформацию общественных нравов в сторону негатива, и в среде охотничьего сообщества такое понятие, как охотничья этика также мало-помалу предаётся забвению. На мой взгляд, именно сейчас со всей актуальностью на повестку дня встаёт вопрос о необходимости ужесточения правил приёма в ГБООР, где членство в организации, в первую очередь, должно быть поставлено в прямую зависимость от прохождения обязательного кандидатского стажа, не формальной, а надлежащей сдачи экзаменов по знанию охотминимума, правил безопасности в обращении с оружием, привлечению к биотехническим и прочим мероприятиям, в итоге позволявшим бы руководству РОС разобраться – достоин тот или иной кандидат стать охотником, или как раз наоборот. Порочная же практика упрощённого приёма в ГБООР совершенно чуждых всей системе природопользования людей «просто с улицы», когда мерилом этого приёма выступает только необходимая сумма денег в кармане «новобранца», приводит к тому, что охотничьи угодья заполняются группами вооружённых «бойцов» со всеми необходимыми документами на производство охоты, однако весьма смутно и отдалённо представляющих – с какого боку к этой самой охоте подступиться. Как правило, вышеозначенная категория новичков остаётся вне давно сформированных и, к тому же, сверх меры переполненных бригад «копытников». И все эти «неучи» из-за отсутствия в охотхозяйстве «лишнего» егеря и, не разжившись по этой причине законной лицензией на отстрел копытного зверя, уже сами стихийно группируются, создавая свои, нигде и никем не учтённые бригады и компании. Намерения таких формирований, рыскающих по угодьям на внедорожниках, как правило, весьма амбициозны, им нужно от охоты, что называется, много и сразу… Объекты их устремлений, естественно – олень (в тех регионах, где он есть), лось, кабан. По крайности – косуля. Но им неведомы иные способы, по существу, незаконной в данном случае добычи диких копытных, кроме загонного. Благо, легитимности создаваемого шума при осуществлении таких загонов способствует и само ныне действующее охотничье законодательство, придав правовой статус и причислив к перечню разрешённых способов добычи зайца ещё и этот – примитивно-неандертальский загонный способ. Это даже не анахронизм, ибо ни одному, даже самому захудалому сословию наших пращуров и в голову бы не пришло производить на охоте шумный загон специально на… зайца. А нашим современным охотничьим законотворцам – пришло. Хорошее, между прочим, прикрытие с точки зрения закона чиновники создали для таких вот браконьерствующих «самостийных» бригад. Для них это карт-бланш, да и только! Попробуй разобраться – на кого загон? Ответят: на зайца… Но! Даже при внешне кажущейся примитивности загонного способа охоты хватает и там своих секретов и «заморочек». Без обретения определённого опыта, без знания специфики этой охоты, не обременяя себя даже азами биологии и поведенческой реакции наших отечественных охотничьих видов животных применительно к стрессовым ситуациям, без овладения хотя бы начальными навыками следопытства браконьерские потуги компаний горе-охотников, сиречь, дилетантов, по большей части терпят полное фиаско. Во всяком случае – на начальной стадии. И вот тогда, не удовлетворив свои устремления в непростом (как оказывается-то!) деле и основательно залив досаду «сорокоградусной», они зачастую «выпускают пар», упражняясь в стрельбе по опорожнённым бутылкам, дорожным знакам, различным лесным указателям и вывескам. Пулями и картечью, заметьте… Или едут искать другие приключения, становясь уже по-настоящему опасными. Социально опасными, а не только как прикрытые несовершенством нашего законодательства браконьеры. Чего можно ожидать, скажем, простому одиночному охотнику, леснику или егерю от встречи в лесу с такими и подобными им? Ясно, что не реверансов… И возрождению из наметившегося небытия правил и устоев этики, необходимых в сфере охоты в не меньшей степени, чем в общественно-гражданском обиходе, может так статься – уже не быть, если мы, охотники, с нелёгкой руки наших же законодателей будем сообща плодить в угодьях «бандформирования» трапперов-дилетантов с оружием в руках и потребительскими замашками в душах. Лично мне и моим единомышленникам, охотникам-гончатникам с уже немалым стажем, до душевной боли не хотелось бы, чтобы благие взаимоотношения и правила охотничьей этики, широко бытуемые в годы нашей охотничьей юности, в скором времени канули в лету и стали приснопамятной историей.
От лица многих знакомых мне простых охотников, солидарных со мной по существу затронутой темы, полагаю целесообразным и своевременным выразить мнение, что тем должностным лицам нашего государства, от которых напрямую зависит принятие поправок к различного рода правовым документам об охоте, необходимо учитывать наметившуюся в последнее время весьма негативную тенденцию усугубления на практике такого понятия, как охотничья этика, обозначить эту тенденцию, как явление современной отечественной охоты, и, разумеется, принимать необходимые меры к исправлению положения.
И последнее – какой мне представляется модель любительской охоты в Беларуси, а также об истоках браконьерства, как явления в системе природопользования.
Охота в Беларуси, стране с декларированной на высшем государственном уровне социально ориентированном укладе жизни его граждан, должна быть разнообразной, как должен быть разнообразен и многолик видовой состав охотничьих животных. Номинальная численность каждого вида охотничьих животных должна регулироваться на основе глубоко обоснованного научного подхода, исходя из принципа существования естественной природной биоценозной цепи. Такой подход, где насаждается «преимущественное» место только лишь копытным животным в экосистеме нашей страны – биологически антинаучен, преступен по своей сути и чреват весьма негативными последствиями. Живуч, оказывается, и в 21-м веке почин волюнтариста и лже-академика Лысенко…
Охотничье хозяйство, коль оно уж именуется таковым, должно заниматься именно хозяйственной деятельностью, направленной на единственную цель – благосостояние охоты во всех её проявлениях. То есть, существовать не на всё увеличивающиеся поборы с охотников и не на средства от каких-то побочных занятий, а на доходы от собственно охотничьего предпринимательства в соответствии с приведённым в Уставе охотничьей организации перечнем видов хозяйственной деятельности.
Правила охоты должны разрабатываться на основе принципа паритетного соблюдения интересов всех охотников, без преференций и преимуществ кому бы то ни было (за исключением действительно заслуженных льготников) – также в полном соответствии с принятым Уставом ГБООР, где чётко сказано о юридическом равноправии всех членов организации.
Правила приёма в члены охотничьих общественных объединений должны разрабатываться и применяться на практике таким образом, чтобы максимально исключить возможность безоглядного пополнения охотничьего сообщества непроверенным балластом, порочащим это сообщество и искажающим сам институт производства любительской охоты.