Охота с огарами в Восточных Землях, ещё до 1900 г. была наиболее распространённой. Этой охотой занимались все, как в больших имениях, так и мелкие землевладельцы и браконьеры. Объектами охоты были не только крупные звери, но и косули, лисы, зайцы. А летом молодые утки и даже тетерева.Более состоятельные охотники держали довольно многочисленные псарни, по 20-30 огаров. с соответствующим числом обслуживающего персонала. Гончие содержались в отдельных, иногда довольно больших строениях, с устроенными в них нарами, загородками для щенных выжловок и обширными выгулами огороженными частоколом.Доезжачий выезжал на охоту верхом. Он должен был во время гона находится как можно ближе к собакам и сигналами рога извещать охотников по какому зверю идёт гон и помогать собакам в выправлении следа. Выжлятники выводили на сворах гончих, вели их до места охоты и набрасывали по сигналу рога доезжачего, или в заранее оговоренном месте. Своры были парными(смычки), редко четвертными(2 смычка). Отсюда и пошёл обычай считать псарни сворами. Выжлятники так же имели рога, но меньшие чем у доезжачего и иного звучания. Выжлятники должны были собирать, сзывать собак, помогать им поднять зверя и извещать, при помощи рога, какого зверя собаки подняли. Правильные действия выжлятников были очень важны, так-как давали возможность охотникам выбрать лаз, в зависимости от того какого зверя подняли собаки, а так же в случае прорыва зверя через стрелковую линию, извещали посредством сигналов рогов о дальнейшем порядке действий. Зайцы, в частности беляки, ходили на небольших кругах, так что наиболее вероятным местом встречи с ними было место подъёма. Косули и лисицы ходили более широко, но через пару часов, если собаки были достаточно вязкими, тоже возвращались к месту подъёма. Соответственно рекомендовалось дожидаться на лазу. А вот лоси, медведи, волки, кабаны, уходили очень далеко и к месту подъёма не возвращались. Стремясь перенять этих зверей, если они вырвались из оклада, оставалось только одно -- быть под собаками, или по крайней мере не терять гон со слуха. Конечно шансы на встречу со зверем, были не велики, но добыча зверя была возможна. Крупный зверь под гоном стремиться уходить лесом, и если на его пути встречаются водные преграды, большие открытые пространства, луга, поля -- зверю приходиться менять направление движения. Соответственно хорошо зная местность можно было, рассчитывать на встречу и выстрел. Уже из этого короткого описания охоты с огарами видно, что охотнику необходимо было хорошо знать природу зверя, хорошо знать угодья, иметь хорошие лёгкие, здоровое сердце и крепкие ноги. Так что охота не была такой как современная общедоступная охота. Когда каждый заполучивший ружьё, немного научившись стрелять, воображает себя великим охотником. Раньше охотники обрекали себя на большие трудности и усталость. Обычно было только известно где и когда начнётся охота, но куда заведёт гон, где застанут сумерки, откуда и когда придётся возвращаться никто и представить себе не мог. Большое значение имело умение ориентироваться в лесу, иначе можно было заблудиться и заночевать в лесу, или в какой либо отдалённой деревушке. Несомненно, что 99% современных охотников спасовали бы перед всеми этими трудностями. И уже после первого загона заблудились бы и не знали что делать. Обрекая устроителя охоты на их поиски. В общем охота с гончими в прошлом, была хорошей школой, которую должен был пройти каждый молодой адепт, после чего мог назваться Охотником. Очень большую помощь при этой охоте оказывали браконьеры. Обычно рождённые среди леса, в какой либо заброшенной деревушке, оные индивидуумы, начинали познавать окружающую природу ещё когда пасли скотину, находили птичьи гнёзда выбирая из них яйца и ловили молодых, беззащитных зверей. А позже браконьерничая со своим неизменным полудворком-полугончим. Досконально знающие все лесные дороги и тропинки, броды и речки, проходы через болота, лазы зверя, природу зверя, и прекрасно умеющие свои знания применять на практике -- были наилучшим проводниками и незаменимыми компаньонами при этой охоте. Сегодня, при ограниченных, с чётко прописанными и пронумерованными правилами, загонах и котлах, ненужными стали Морозы, Балтруки, и Халимоны. А раньше они были весьма желанными и для многих охотников необходимыми. Вот так и жил этот особенный, совершенно непонятный для современных охотников, мир. Состоявший из двух очень разных, часто дружески и благожелательно настроенных по отношению друг к другу, охотничьих миров. Как земский обыватель прошлого века имел, своего еврея-почтаря, приносящего ему все новости мира и помогающий советом в делах хозяйственных, так и почти каждый из состоятельных охотников имел своего "Халимона", который находил и окладывал зверя, находил глухариные тока, ставил шалаши на тетеревиных токах и был компаньоном на охотах. А так-как это были природные охотники, то нельзя было отказать им в возможности охотиться, тем более что зверя было достаточно и хватало всем.Наиболее распространённой, а я думаю что и наиболее старой, у нас была порода гончих собак -- польский огар. Были это большие собаки, крепкого сложения, преимущественно чёрной масти, реже жёлто-кирпичной, на ногах, мордах и бровях имели жёлтые подпалины, как раньше говорили "подпалые". Гнали они всякого зверя, волка в том числе, но в основном крупного. Зайца гоняли хуже, как бы игнорируя этого мелкого зверька. Голос отдавали не скупясь, и я бы сказал что при этом их голоса были весьма мелодичны. Наилучшим образом подобранные, в этом отношении, своры(стаи), принадлежали именно к этой породе. Большим достоинством этих собак было и то, что гнали они медленно, не так быстро как костромские или арлекины, в следствие чего и зверь под ними шёл медленнее и больше кружил. Были так же, довольно распространены, особенно после восстания(1863 г), костромские гончие -- собаки Российского происхождения. Думаю что они были привезены к нам повстанцами, которые во время ссылки в центральной и восточной России, познакомились с данной породой. Были это собаки средней величины, преимущественно жёлто-кирпичной масти, с серыми пятнами. На ногах, мордах и бровях -- подпалые. Хорошо гнали зайца, редко волка, и менее охотно нежели огары, крупного зверя. В Последнее время, около 1890 г. появились у нас английские гончие -- арлекины. Масть их -- белая. с чёрными пятнами разной величины, на ногах, морде и бровях -- подпалины. Характерной особенностью этих собак был очень быстрый аллюр во время гона, и сравнительно редкая отдача голоса. Соответственно зверь под этими собаками шёл очень быстро. Были это собаки большие, крепкого телосложения, очень выносливые, хорошо гнали волка и всякого другого зверя. При охоте с гончими весьма распространено было применение охотничьих рогов, необходимого атрибута при этой охоте."Вуйских" ("дедовских"), не таких виртуозов как в "Пан Тадеуш" -- было много. В каждом почти поместье, если только его собственник был охотником, имелся свой "Вуйский" ("дедовский"), а нередко, богато украшенные охотничьи рога были в большом почёте и считались ценным инструментом. Почти каждый из больших и ценнейших рогов имел свой, только ему одному присущий "голос", по которому и узнавали охотящегося. Такой рог нередко переживал своего владельца, и переходил по наследству от отца к сыну. В более состоятельных имениях рога эти отделывались серебром, с выгравированным щитом и гербом владельца на нём. Были большие, "крученные", чуть ли не из рога буйвола, как обычно говорили, и что несомненно слышал Мицкевич от охотников былых времён.Делались охотничьи рога из больших длинных рогов украинских волов, так называемых "шабанов", либо из дерева, чаще всего берёзы или сосны. Последние были обшиты жёлтой или чёрной кожей, а внутри лакировались. Изготавливались такие рога дома. Рог вола распаривали, выгибали и удаляли большую часть стенки изнутри. Рог не только приобретал нужную форму, но и шлифовался внутри, стенка доводилась до нужной толщины, от чего он и приобретал характерный только для него, чистый и мелодичный "голос". При завершении изготовления рога, на него ставился мундштук, тоже изготовленный из рога. Деревянные рога изготавливались из одного куска дерева, соответствующей длинны и толщины. Кусок дерева распиливался вдоль, выбиралась, в необходимом объёме, внутренность. и стенки шлифовались. После чего стенки покрывались лаком. В завершение рог снаружи обшивался кожей. Стоимость рога зависела не только от материала из которого рог был изготовлен, но и от качества работы и отделки, и прежде всего от чистоты звучания. Соответственно стоимость рогов была очень разной, и нередко доходила до весьма внушительных цифр.Для разных ситуаций возникающих на охоте, и для каждого добытого зверя, лось, олень, коза, ....... существовал свой, особенный, подаваемый рогом сигнал. К общеизвестным "гимнам" относились: "поднятый" -- которым доезжачий оповещал какого именно зверя подняли собаки, "подложный" -- трубили когда гончих после скола удавалось по новой поставить на след, "отправной" при добыче зверя, которым извещалось что собаки получили "отправные", то есть положенные им от зайца -- пазанки, от копытных потроха, "поездной" -- трубили при окончании охоты, сбор охотников. Словом, при помощи разных сигналов рога, во время охоты, информировались все участники обо всём происходящем. Соответственно умение хорошо трубить было весьма востребовано и высоко ценилось. Умением этим, в той или иной степени должен был обладать каждый доезжачий, выжлятник, стрелок. Я эти времена уже мало помню, запомнился мне только "поездной", который трубил выше упомянутый Винкша, который и был последним "Вуйским" в Малиновщине. С 1880 г начался постепенный упадок охоты , стало меньше крупного зверя, а вместе с этим и угасала охота с огарами. Былые рога ручной работы, стали замещаться серийно выпускавшимися металлическими рогами, продающимися во всех охотничьих магазинах. Надо заметить, что металлические рога были легче, и чтоб трубить при помощи такого рога, не надо было, как раньше, иметь мощные лёгкие. "Втягивать внутрь пол живота и щёки надувать как арбуз", в результате чего аж глаза кровью наливались. Но и таких сильных и мелодичных звуков как раньше, из современных рогов получить нельзя. Своеобразным, в те времена, особенно при охоте с огарами, было отношение охотников к своим лесникам и стрелкам лесной охраны. Каждый из них был вооружён и при случае не отказывал себе в удовольствии выстрелить. Смотрели на это не только сквозь пальцы. но и считали вполне обыденным и нормальным. Соответственно при охоте господин должен был соревноваться со своими слугами , с их умением подстроиться под гон, выбрать лаз. Исключительно в случае когда гон шёл по крупному зверю, от кабана и выше, и когда гон шёл на "господина". служба воздерживалась от выстрела, в любом другом случае стреляли не задумываясь. Вспоминается мне рассказ стрелка, одного из наших старших уважаемых охотников-землевладельцев, об охоте, на которой было много важных гостей, и добыче внутри оклада нескольких косуль. Косули не были выставлены на линию гостей-охотников. Говорил об этом рассказчик как о своей охотничьей удали. А когда я спросил его как отреагировал на это его господин? Стрелок с удивлением на меня глянув сказал, что господин не только его похвалил, но и что он получил "пару рублей гостинца". Другой, давно уже умерший, старый лесник, рассказывал мне, что он как-то убил лося перед самой охотой своего господина. Желая проверить оклад, и удостовериться что лось не вышел, с самого утра перед охотой отправился он на проверку. и когда случайно встретился с лосем. выстрелил и добыл его. Сразу же поспешил на дорогу. по которой его господин со свитой и собаками должен был прибыть на охоту. Встретив охотников с торжеством доложил, что лось "уже готов", и надо его только забрать в сани. господин его похвалил, дал "гостинца", а охоту устроили на косуль. Таким образом, как он говорил, получили экономию времени, лось не ушёл, и ещё добыли несколько косуль. Так что всё было в порядке.