Недавно 42 опубликовали статью.
Кто сильнее. Американское издание сравнило свои и китайские легкие истребители
Читать полностью:
https://42.tut.by/683041В основе первод статьи американского издания.
https://militarywatchmagazine.com/article/america-s-f-16v-vs-china-s-j-10c-which-lightweight-single-engine-fighter-would-prevail-in-an-air-warК сожалению, переводили, явно, люди, далекие от авиации. Пришлось выполнить очередную домашнюю работу и сделать корректный перевод.
Американский F-16 и китайский J-10C: какой из этих легких однодвигательных истребителей “возьмет верх” в воздушном бою
Принятые на вооружение в 2017 и 2018 году соответственно американский F-16V и китайский J-10C - два наиболее передовые выпускаемые легкие реактивные истребители, значительно превосходящие по конструкции своих предшественников четвертого поколения. При весе каждого порядка 13.000 кг и схожих по размерам радиолокаторах, а также аналогичной однодвигательной компоновке и боевой нагрузке данные летательные аппараты во многом сопоставимы. Оба ЛА доступны для реализации на экспорт. На сегодняшний день большинство выпускаемых реактивных истребителей компонуются двумя двигателями, начиная от таких большегрузных ЛА, как J-20 и F-15EX, продолжая конструкциями МиГ-35 и Eurofighter и даже легкими вариантами, как Kowsar и планируемый к выпуску тайванский Brave Eagle. Таким образом среди современных вариантов конструкций истребителей борты J-10 и F-16 формируют свой собственный класс.
Фото 1
Несмотря на то, что сегодня выпускаются и другие менее известные однодвигательные борты, в частности такие, как Gripen, JF-17, Tejas, в сравнении с американской и китайской платформами таковые и легче, и скромнее в плане своих ТТХ. Американский F-35A – единственный достойный современный однодвигательный истребитель, готовность которого пока далека от его участия в высокоинтенсивных боевых действиях и лет десять будет оставаться таковой. Несмотря на существенный потенциал конструкции ЛА пятого поколения, их масса намного выше, а обслуживание сложнее, не говоря уже о куда более существенных эксплуатационных затратах по сравнению с F-16 и J-10, что не позволяет проводить прямые сравнения. Однако именно сравнение J-10C и F-16V может дать более четкое понимание текущего состояния китайской и американской военной авиации, и какая из них будет доминировать в потенциальном конфликте и на внешних рынках
Фото 2.
Первые ЛА F-16 поступили на вооружение в 1987, а самой платформе вот-вот исполнится 45 лет. И уже как несколько лет американские военные не заказывают эти ЛА. Доработки и изменения исходной конструкции F-16 отличаются относительным консерватизмом и скромностью. Отсутствие снижения ЭПР либо функционала малозаметного покрытия, отсутствие улучшений тяги двигателя F110. Модернизации ограничиваются электронным оборудованием, новыми дисплеями в кабине пилота, системами РЭБ и радиолокатором с АФАР. Такой истребитель оснащен все той же авиационной ракетой AIM-120C, как и стандартные варианты F-16, хотя некоторые источники сообщают о будущей возможности оснащения бортов УРО AIM-120D с увеличенной дальностью до 180 км. Общая компоновка F-16V представляет собой более бюджетный вариант от “улучшенного F-16” до F-16E , разработанного для ОАЭ, F-2 – для Японии и концепции F-21, в настоящее время реализуемой в Индию,- все из которых претерпели куда более амбициозные и значимые усовершенствования, начиная высоко композиционными планерами, заканчивая новыми более мощными двигателями.
Фото 3
Первые истребители J-10 поступили на вооружение в 2006, а их конструкция уже отражала преимущества новых технологий со времен 70х по созданию передовой однодвигательной платформы. Этот истребитель был немного легче, чем F-16, но отличался лучшими летными характеристиками при наличии более мощного двигателя AL-31 , превышающего возможности американского F110; более высокими скоростями и рабочей высотой, а также лучшей маневренностью. И хотя его двигатель был намного мощнее, сам планер был немного легче, что дополнительно увеличило его маневренность. Ни по одному из пунктов F-16 не превосходил технические возможности J-10. Помимо более передовой конструкции J-10, данный борт претерпел куда более значительные улучшения по сравнению со своей исходной конструкцией, чем F-16V и его прототип Fighting Falcon. Такие улучшения включали в себя снижение ЭПР радиолокатора, функции малозаметного покрытия, более широкое использование композиционных материалов, новый более мощный радиолокатор с АФАР и оснащение авиационными ракетами PL-15. При расчетной дальности в 250-300 км PL-15 без труда обойдет любую существующую американскую конструкцию. ЛА J-10C также получает дополнительное преимущество от оснащения новыми двигателями WS-10B, лишь увеличивая разрыв между своей тягой и таковой F-16 с его новым двигателем значительно мощнее, чем AL-31. WS-10B также выигрывает от наличия систем трехмерного отклоняемого вектора тяги (единственный не российский истребитель с такой характеристикой), что дает огромнейшее преимущество в улучшении маневренности. F-16 вообще не оснащен двигателем с управляемым вектором тяги.
Фото
В конечном счете превосходство J-10C не оспоримо. Два ЛА можно сравнивать в отношении систем РЭБ и ситуационной осведомленности (хотя экспортные варианты F-16V будут уступать вследствие более примитивной авионики), но все-таки преимущества J-10C по вооружению и летным характеристикам являются разительными. И пока малозаметные истребители продолжают расширять свой функционал, J-10 также не дремлет, например, может похвастаться инфракрасной системой поиска и сопровождения цели для более эффективного захвата малозаметных истребителей ‘stealth’ на средних и ближних дальностях. Данная система также позволяет истребителю поддерживать высокую ситуационную осведомленность без радиолокационной заметности (при необходимости), что отсутствует в F-16. Существенные различия в ТТХ американских и китайских однодвигательных истребителей отражаются в том, что исходная и куда более старая конструкция уже не вызывает интереса со стороны американских ВВС, в то время как J-10C не только серийно производится, но и активно эксплуатируется элитными китайскими подразделениями.
Наслаждайтесь!
Ну и да, если есть какие-то вопросы по переводу или по сути статьи - велкам!