http://www.clubenduro.ru/threads/6Вот рассказ в деталях про горные поездки, говны, песок, вообщем о том, что нам так всем нравится. Для начала скажу, что моим словам можно верить, у меня wr450 и tw200, а также больше десятка разных софт-эндур и тур-эндур опробовал пока катался.
Взять всеми любимый хонда xr250, или xlr, или вообще любую 250 4т эндуро. В классической форме это как раз колеса 18 дюймов зад, 21 дюйм перед, высота по седлу 900+-90.
Наверно удивлю, но приведу несколько ситуаций, когда yamaha tw200 на голову удобнее будет чем вышеприведенные, и эти ситуации как раз то, что мы ищем.
Массы у софт эндур примерно равны, от 110 до 130. Далее классиком буду называть распространенные 250 четырехтактные эндуро.
Ситуация 1) подъем на влажной земле почти 45 градусов, прямой. тв-ха имеет заднее колесо 180 мм, в то время как заднее у классиков эндуро 110-140 мм, и 140 - редкость, т.к. многие начинают ставить кроссовую, и у нее ширина 110 в основном. На тв-хе при росте пилота более 180 см мы в случаях остановки или медленной скорости имеем возможность помогать ногами, хотябы, чтобы не уронить мотоцикл на склоне. На классике больше шансов уронить его, а о помощи ногами люди со средним ростом даже не задумываются. В начале подъема мы идем на одинаковой скорости, но к определенной точке классики начинают буксовать своей узкой резиной, и очень быстро закапывают колесо, а даже 5 см закопанного колеса на подъеме не дадут возможности подниматься выше. тв-ха в силу 18 см ширины колеса при том же внешнем радиусе не закопается, или сделает это выше. Влажный грунт земля с листвой и палками у нас всю осень.
Ситуация 2) грязь колея в лесу на автомобильной грунтовке. опять же в силу ширины колеса классики закопаются, а помогать ногами будет легче на тв-ке. Кроме того, на тв-хе мы поедем именно по колее, тогда как на классике стараемся ехать между колеями по возвышенности, откуда и скатываемся при пробуксовке. Да, у тв-хи сцепление резины в этой ситуации будет хуже, т.к. колесо шире, и зад будет мотать. Сел на бак, заехал в колею с грязью, и пошел медленно но верно. Вдобавок можно поставить цепи. Мотор воздушный, у меня никогда не перегревался. Вообще не слышал чтобы перегревался.
Ситуация 3) любая, где скорость движения не высока, примерно 10-40 кмч. Это обычная самая распространенная скорость. Классики заставляют ехать быстрее, что чаще опаснее на скользком покрытии, и требует опыта, а также заставляет пилота выкручивать свой организм и уставать. Тв-ха не напрягает, она слабая (16 лс против 25), но уверенная, как танк. На ней получается без пробукса проходить участки грязи. Силы ваши будут растянуты на большее время. На небольшой скорости мы сможем любоваться природой.
Ситуация 4) прозрачный осенний лес. Классики мощнее, заднее колесо легко срывается, а срывы означают в лесу меньшую управляемость, особенно когда под колесами мокрые толстые ветки деревьев, лежащие далеко не всегда поперек колесу. На классике мы медленно, 5 км ч к примеру, по лесу не сможем ехать, если нет тяговой звезды. Грунтозацепы 18-ой резины также не в пользу лесной прогулки с перелазанием деревьев. На тв-хе по лесу едешь как по асфальту, помогаешь ногами, спокойно перелазаешь через несколько деревьев, и все это в ненапряжном прогулочном режиме. Возьми нож и лукошко и срезай грибы))
Ситуация 5) поездка на охоту. Тихоходность тв-хи на пользу, возможность остановиться, уверенно встать двумя ногами, достать ружье и быстро пальнуть - отличная охота. На классике часто более шумный выхлоп, особенно на xr400 любят ставить прямотоки.
Ситуация 6) город. тв-ха удобнее классика, ведь легче стоять на светофоре и в пробке, легче перелазать через бордюры, опять же помогая ногами. На классике даже эндурная резина, сертифицированная для города, на мокром покрытии гораздо чаще пускается в пробукс, а передок перетормаживает с блокировкой, а также провоцирует ехать быстрее, чем мы проехали бы на тв200.
Ситуация 7) сыпучий грунт, песок. Нередко нас заносит на берега рек, пляжи. Тут точно нечего делать на классике с его узкой резиной. Даже если удается выйти на глиссер, классиком сложно управлять. Даже на мотардовских колесах проще ездить по песку, чем на классическом эндуро. TW-ха тут вне конкуренции.
Ситуация

вы - новичек в эндуро или в мото вцелом. Общеизвестное мнение, что именно tw200 идеален для обучения. Это и легкое сцепление, и более широкое седло, и низкая посадка, и широкие колеса. На классике также учатся, и прекрасно получается, но большая мощность мотора, более высокие скорости, страх сидеть высоко играют не в пользу классика.
Прошу не критиковать по поводу того что не рекомендуется помогать ногами и прочего. У меня не плохая техника, и на wr450 я применяю ее в полную силу. Но тут речь о более спокойных черездневных поездках с целью очистить мозг, отдохнуть.