Авиация середины прошлого века заслуживает, чтобы о ней говорили и писали.
То время не было плавнотекущим и практически предсказуемым - как сейчас. 40-е годы, успевшие ознаменоваться разрушительнейшей войной, в которой 99,9% авиации было поршневой, к своему окончанию – уже через 4 года, дали миру реальную боевую реактивную авиацию.
Трудно представить, но карандашом и линейкой было создано новое лицо боевого самолета. Причем, это были самолеты, оставившие впоследствии свой заметный след в разных конфликтах, а не опытные и экспериментальные образцы!
Grumman F9F, Sabre F86, МиГ-15, SAAB 29 Tunnan – были задуманы, спроектированы и построены в 40-х, воевать начали на стыке десятилетий.
Если было бы надо охарактеризовать это десятилетие (1940-1949), то я бы сказал, что это невероятное десятилетие. В эти годы сформировалось три крупных центра задававших облик будущей авиации – США, Швеция и СССР. Второе важное достижение 40-х – сформировавшееся лицо 1-го поколения реактивных боевых самолетов.
Задел 40-х стал огромным стимулом развития военной авиации.
Но поражают не 40-е, а 50-е. В течение следующих десяти лет - с 1950 по 1959 было создано столько самолетов, сколько не создавалось впоследствии никогда за столь короткий промежуток времени.
Сейчас понятно, что у такой плодовитости были технические предпосылки. Конструкции самолетов тех времен были ограничены низкой эффективностью двигателей и не выдвигали свехтребований к материалам, из которых строились самолеты. Запрос на прочностные характеристики материалов и конструкций фюзеляжей был невысоким, а значит, у конструкторов были огромные возможности для воплощения самых смелых фантазий. Но все равно невозможно остаться равнодушным к этому параду конструкций.
Самолеты 50-х, которые реально летали и воевали, а некоторые воюют до сих пор на шестом-седьмом десятке лет:
Hawker Hunter, МиГ-19, Ил-46, SAAB J32 Lansen, Douglas A3 Skywarrior, Ту-16, Ил-54, Vulcan, F-100 Supersabre, F-104 Starfighter, Douglas A4 Skyhawk, SAAB J35 Draken, Як-27,28, B-52 Stratofortress, Dassault Mirage III, Dassault Etendard IV, Су-7, Су-9, Bucaneer, Ту-22, F-5 Freedom Fighter и, наконец, МиГ-21 и F4 Fantom.
Cобственно, это еще и не все, что было создано за 10 лет. Это только наиболее значимые конструкции.
Еще одним достижением десятилетия стала скорость, с дозвуковой подобравшаяся к 2М. К хорошему пушечному вооружению добавились неуправляемые ракеты.
Бортовые РЛС и управляемые ракеты появились уже на стыке 50-х и 60-х и ознаменовали полноценный переход из второго поколения в третье.
Завтра поищу портреты)