из статьи украинского кинолога Л. Нарыжной «Дикая лайка»:
«Северные остроухие собаки», как их назвали в XIX в., вместе с человеком осваивали безжизненные и коварные северные просторы Евразии и Северной Америки. С тех далеких исторических времен по сегодняшний день они были единственным средством жизнеобеспечения, исполняя роли охотника-добытчика, охранника, пастуха,транспортного средства, иногда — пищи и теплой одежды. Можно смело утверждать,что существованием своим эвенки, чукчи, алеуты, маламуты, эскимосы и другие северные народности обязаны лайкам. И в таежные дебри отважные охотники Севера внедрялись и расселялись только с помощью лаек, которые постепенно избавлялись от своих ездовых и пастушьих функций, превращаясь в универсальных охотников.Искусственный отбор собак по требуемым качествам во все времена сопровождался смертным приговором: если пастушья лайка проявляла агрессивность к оленю — ее убивали; если ездовая лайка халтурила в упряжке или грызла постромки — ее убивали; если охотничья лайка работала «на себя» и уносила или съедала дичь —ее тем более убивали; безусловно убивали любую лайку, проявившую трусость или глупость. Одновременно путем естественного отбора уничтожались все собаки,слабые физически, неповоротливые, безудержно злобные и опять же глупые.
Постоянно шло примешивание волчьей крови, что принесло лайкам совершенно несобачьи хитрость, ум, упорство и коварство в достижении своей цели, умение избежать опасности и уникальную, ни с чем не сравнимую ориентировочную — в широком смысле слова — реакцию. Сформировавшаяся между молотом и наковальней в тяжелейших, опаснейших природных условиях и с учетом конкретных, но очень жестких требований человека, лайка превратилась в собаку с высоким интеллектом,позволяющим ей не только «читать» мысли человека, но и просчитывать поведение хозяина на несколько ходов вперед.
Так нужно ли удивляться ловкости, мастерству и неуязвимости, которые она проявляет во время охоты?»