Часть 5. Кордон.
Выбрались в 9.30, так как магазин открывался в 9.00… В 10 километрах от поселка заехали на стан рыбаков. Оказалось, там есть ГТТ с самодельной кран-балкой. Частник возит лес из глубины острова. И как раз сегодня Евгений (хозяин ГТТ) едет за лесом в нужную нам сторону, нужно лишь сделать крюк 8-10 километров. Нужно только заменить «ленивца» на ГТТ. Короче, к обеду выехали.

Рыбацкая шхуна.

ГТТ.

Кстати, я не видел ни одного трактора на острове. Не хватает проходимости?
Путь лежал по отливу океанского побережья. Добрались до места, которое все зовут «Чайка». Там, прямо в 10-50м (в зависимости от отлива) от океана выходит на поверхность воды горячего источника. Из ГТТ выгружаем плитку. На «Чайке» оборудованы ванны в виде бетонных коробов, а сейчас их стенки будут облицовывать кафелем. Температура воды из недр земли явно выше 50 градусов.
Как описать словами это ощущение: апрель, холодно, ты нежишься в горячей воде, а к стенкам ванны подкатывают волны Тихого океана?

Ванны источника "Чайка". Дорога по отливу заняла около часа. Новые повороты открывали нашему взору одну картинку живописнее другой. Здесь и причудливые скалы, и отдыхающие на камнях сивучи, сидящие на одиночных деревьях Белохвостые и Белокрылые орланы, водопады, бурные реки. И постоянный запах преющей морской капусты.


Дорога вдоль океана. Столб японский. Понятно, что любой в Интернете найдет фоты растений и животных Кунашира. Упомяну наиболее распространенные, а также то, что трогал руками сам. Лиственницы, в отличие от Сахалина практически не видел. Преобладает ель Аянская, пихта Сахалинская, встречаются ель Глена и тис Остроконечный, белая и каменная березы, Магнолия и, конечно же, вишня Сахалинская – Сакура. Лианы, бамбук, виноград Конье и Чертово дерево. У последнего гладкая светлая кора, но касаться его не стоит – усеяна редкими острыми шипами. Побережье опоясывают заросли шиповника. Склоны покрыты кедровым стлаником.

Ветка Криптомерии.
Криптомерия-бонсай.
Лигустикум.
Черемша и среди черемши - черемица, смертельно-ядовитое растение.
Белокрыльник.
Триллиум камчатский, или ромбовидный.
Белокопытник.
Он же, но позже...

Из необычного.
Лигустикум китайский. Травянистое растения на берегу океана. Богата всякой всячиной, съедобно и имеет вкус моркови.
Белокрыльник (триллиум). Луковицы поедает медведь.
Белокопытник. Также.
Чемерица белая (Латинское название: Veratrum album). Смертельно ядовита! Удивительное рядом: в одном месте произрастают и черемша, и черемица. Отличить их друг от друга невозможно, если вы выскочили из зимовья нарвать в потемках черемши для приправы к рыбе… Но, если внимательно присмотреться, вы заметите, что у черемицы произрастают несколько лепестков с одной дудки.
Криптомерия в естественных условиях достигает 50-60 метров высоты и 7 метров в диаметре! Именно на Кунашире Санычем когда-то было обнаружено единственное дерево в СССР в естественных условиях – каким-то чудом волны Тихого океана занесли семя и оно проросло. Берем шишки с семенами с собой.
Животный мир.
Естественно медведь. С более-менее приемлемой для охоты плотностью. Несколько выше, чем на Сахалине. Раза в два. На Юге был создан заказник по норке, но почему-то она не прижилась. Видимо, слишком непредсказуемы реки Кунашира. Многочислен соболь. Встречается японский журавль (в мире их насчитывается всего 300 особей), рыбный филин, большой пегий зимородок. Набирая воду в реке, я был ошарашен полетом низко над водой и звуками, которые издает эта яркая птица.

Большеклювая ворона.
Зимородок дальневосточный.
В море обитают пятнистый тюлень Ларга, обыкновенный тюлень Антур, сивучи, каланы, морской котик.
Про водоплавающих птиц вообще молчу – все что в голову взбредет, все есть.
Особенностью острова является большеклювая ворона, внешне ничем не отличающаяся от нашего ворона. Но это именно ворона. В дальнейшем она помогла нам с медведем. Но это – уже совсем другая история…
Мы едем на кордон к Андрею Архангельскому, который живет там уже более 22 лет, по большей части в полном одиночестве. Это сильный и красивый мужчина 55 лет с торсом легкоатлета и скульптурными мышцами. Саныч его зовет Шварценеггер. Андрей держит кое-какую живность, но славен в том числе и тем, что держит на острове лошадей на вольном выпасе. Все их зовут мустангами. По дороге, недалече от «Чайки», мы встречаем табун в 17 лошадей, включая трех жеребят.


Павший мустанг. К сожалению, попадаются и павшие лошади. Всего их убыло от неустановленной точно причины примерно 18 особей. Скорее всего, слишком снежная была зима. Часть лежат на берегу океана, несколько – в пойме реки Филатова.


Основной рацион лошадей зимой составляют зеленые листья бамбука. Бамбук высыхает в июне, а молодые побеги остаются зелеными всю зиму и весну. Кроме естественной убыли, лошади гибнут и от рук браконьеров на побережье.
От поселка вдоль береговой линии стоят еще японские столбы, к которым на тросе подвешен кабель связи пограничников. Лет эдак 80 стоят. С виду вроде как ничем не обработанные, даже сучки имеются. Но, говорят, их в чем-то вываривали. Не всякая пила возьмет. Это – ель Глена. Сверху в торце каждого столба закреплен стальной защитный колпачок. Сколько еще они простоят?
Волны океан постоянно что-то выносит на берег. В основном это части рыболовных сетей, канаты, буи, поплавки. И тысячи ржавых бочек. Иногда везет: банки пива японского, канистру вина, ВСОП-овский коньяк. Саныч уже что-то трущит – банка смородинового джема с не истекшим сроком годности. «Пошел на отлив, еды поел…»
Ежедневно сотни, если не тысячи рыбацких шхун выходят в море. Вряд ли у них есть мусорные баки…
Наконец упираемся в реку Филатова и идем вглубь острова не более километра. Вот он, кордон Архангельского – конечная точка нашего путешествия! Спустя 8 суток пути.


Кордон Андрея Архангельского.
Хозяина дома нет, нас встречает курильский бобтейл.






Расчет за доставку.
Пока выгружаемся, пока рассчитываемся с хозяином ГТТ Евгением сначала своей, потом двумя его же бутылками вотки и его же закусью, на «гризлике» приезжает Андрей. К нему приехала пара – Андрей и Наташа с Кунашира, чтобы поймать вороную кобылу из табуна, что крутится подле кордона. Они втроем третий день безуспешно пытаются ее словить, не дается.
Кордон расположен в живописнейшем месте слияния двух рек – Филатова и Большева (Балышева, как привыкли здесь говорить) у подножия сопок в 700 метрах от океана. Хорошо!


Перекусываем и нетерпение гонит нас в тайгу, пока еще светло. Саныч с Антоном идут в устье реки Камышовка к берегу Тихого океана, я иду вверх по течению реки Филатова. Искать след медведя. По словам Андрея в пойме реки у леса должны быть туши павших зимой четырех лошадей. Нужно проверить, не наведывался ли к ним медведь.
Рыбалка у мужиков не удалась, как выяснилось, навыков ловли спиннингам у обоих как бы маленький. То есть никакого. А медведь лапами, кстати, ловит. С собой взяли огромный мешок для рыбы и понягу. На что Андрей уговаривал их много рыбы не ловить, и так девать некуда. Хотя одна поклевка была. Но вытащить рыбу так и не смогли.
Моя прогулка на два километра в один конец не выявила свежих следов медведя, хотя я напоролся на вчерашний или позавчерашний след очень крупного медведя как раз напротив предположительного места с тушами лошадей. Интересно, но погибли все жеребцы из табуна. Природная тупость и лень мужской половины? Скорее всего, пурга застала их в пойме у леса. И пока они объедали бамбук на пятачке, снегом занесло по пояс. Так и остались стоять…


Река Филатова.


Останки дороги. Между колеями уже выросли деревья...


Тис остроконечный.
Поднял с реки пару селезней, дупеля и рябчика. На обратном пути в притемках не плохо тянул вальдшнеп.
Вернулся в темноте, сразу же стали с Андреем кухарить. Макароны «Макфа», которые не полнят, заправили привезенной мною из дома банкой самодельной тушенки – смеси кабана и оленя. Опять символика: где зарождалась экспедиция, оттуда и олень, и съели мы его на другом конце света…
Вскоре приплелись и наши рыбачки. «Палкай рыбу не зловіш! Альбо сеткай, альбо толам». По их виду было понятно, что «отдохнули» они знатно, отмахали прилично. Это на летней карте дорога. А сейчас это метр снега. Мокрые как мыши. И подоспевший горячий ужин был к месту. Вотки не пили, но по пиву и вину прошлись.


Красивая фота. Это название. А в принципе на фоне Саныча - самый красивый действующий вулкан мира - Тятя.




Река Балышева (Большева), на берегу которой стояла наша избушка.
Когда они возвращались с рыбалки, то в полукилометре от кордона наткнулись на горячий след крупного медведя. Наверное, это тот самый, чей вчерашний след видел и я у Филатовки (именно так в разговоре упоминают реку Филатова). Что же, завтра будем его тропить…
